О формировании лексической
речи детей дошкольного возраста в
музыкальной деятельности
Музыка и различные виды
деятельности обладают специфическими возможностями воздействия
на формирование личности
человека. В силу того что музыка
воспринимается эмоционально она имеет огромное значение в развитии детей.
Прослушивание “чувственной программы” музыкального произведения предполагает умственные операции-сравнения,
анализ, синтез, формирование у ребёнка
образного “словаря эмоций” позволяющего расширить представления о чувствах человека,
выраженных в музыке.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
1) “Какие чувства передаёт музыка?”
2) “О чём рассказывает музыка?”
3) “Как рассказывает музыка?”
Дети с достаточной лёгкостью
различают отдельные выразительные средства, определяют темп (быстро, медленно),
динамику (тихая ,громкая), регистр (высокий, средний, низкий), но этого мало.
Важна не только констатация
выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа,
чтобы они поняли, что характер музыки передаётся определённым сочетанием
выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит
неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко плавно. Радостная и
весёлая музыка часто создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или
скачкообразной мелодией. Тревожность передаётся с помощью сумрачного регистра,
отрывистого звучания.
Характеристика эмоционального
образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с
дошкольниками. Дети без труда определяют
моменты изобразительности: “падают листья”, “журчит ручеёк”, “капает дождик”, “чирикают птички”, выделяют
отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр,
форму). Однако их высказывания не отличаются разнообразием. Часто деление на
весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Ведь в пределах
одного настроения гамма оттенков. Весёлая музыка может быть торжественной,
праздничной, шутливой, беззаботной. Грустная музыка может быть нежной,
задумчивой, мечтательной, скорбной, трагической.
Что представляют собой слова ,
характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в
лексике детей? Характеристики “нежная”, “задумчивая”, “тревожная”, “взволнованная”,
“весёлая”, “радостная” являются словами - образами. Это затрудняет применение
их детьми, т.к. слова употребляются в непривычных для дошкольников значениях
(сравним словосочетания - “светлая” бумага и “светлая” музыка, “решительный” человек
и “решительная” музыка и т. д.). Именно образные характеристики, эпитеты,
сравнения, метафоры вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о
художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства не
к бытовой, а к образной речи.
Педагогические методы.
1)
Репродуктивный – воспроизведение, закрепление.
2)
Проблемный – активизирует мышление, формулирует
проблему и пути достижения цели.
3)
Эвристический – постановка проблемы, частичное
решение.
4)
Исследовательский – самостоятельное решение
проблемы, постановка гипотезы, обдумывание способов её проверки, формулировка
её выводов.
5)
Практический – метод в развитии восприятия
музыки двигательными реакциями (вокализация, мелкими движениями пальцев и т.д.)
активизирует осознание детьми характера мелодии качества звуковедения
(плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности
(акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритма и т. д.). Эти
свойства можно моделировать с помощью движения рук, танцев и образных движений,
инсценирования.
Если говорить о
развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, важно
отметить что речь идёт не о выработке навыков и умений исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыки с
помощью освоенных детьми представлений и способов действий (в пении, музыкально
- ритмических движениях, в игре на
детских музыкальных инструментах).
Методические приёмы:
1)
Приём оркестровки.
2)
Передача музыки в движении.
3)
Инсценирование.
4)
Варьирование.
5)
Сопоставление.
6)
Сравнение (по тематике, жанру, названиям).
7)
Различения (оттенков одного настроения).
8)
Объединение (музыка, поэзия, живопись).
Сочетание практических приёмов,
основанных на подражании с проблемными заданиями развивает творческий характер
обучения. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого
музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро.
Словарь характеризующий
эмоционально – образное содержание музыки (“словарь эмоций”) обогащается.
ВЕСЁЛАЯ
|
Радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая,
смешная, забавная, резвая, солнечная, прыгучая, скачущая, сверкающая,
танцевальная, плясовая, улыбающаяся.
|
|
ТОРЖЕСТВЕННАЯ
|
Праздничная, бодрая, важная, маршевая, чёткая, отчётливая, гордая,
могучая, победная.
|
|
ГРУСТНАЯ
|
Печальная, жалобная, скорбная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая,
просящая.
|
|
НЕЖНАЯ
|
Ласковая, задумчивая, мечтательная, лёгкая, светлая, прозрачная.
|
|
МУЖЕСТВЕННАЯ
|
Бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная,
богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная,
храбрая, твёрдая.
|
|
СПОКОЙНАЯ
|
Добрая, приветливая,
неторопливая, улыбающаяся, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная,
протяжная, хороводная.
|
|
ВЗВОЛНОВАННАЯ
|
Встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная,
беспокойная, торопливая.
|
|
СЕРЬЁЗНАЯ
|
Сдержанная, строгая.
|
|
ТАИНСТВЕННАЯ
|
Сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая, осторожная,
загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся, настороженная.
|
|
СТРАШНАЯ
|
Злая, грубая, тяжёлая, сердитая, недовольная, тёмная.
|
Словарь эмоций.
Виды
музыкальной деятельности
Музыкальные жанры и виды музыки:
Песня (колыбельная,
плясовая, частушка, канон и др.)
Танец (вальс, полька,
менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.)
Марш (праздничный,
спортивный, шуточный, траурный.)
Опера, балет, юнната,
симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;
Вокально-инструментальная
музыка;
Народная музыка;
Программная и не программная
музыка.
|
Средства музыкальной выразительности:
Мелодия (плавная,
отрывистая, скачкообразная и др.)
Пауза (долгая, короткая)
Акцент (лёгкий, сильный)
Гармония (светлая, тёмная,
резкая, напряженная.)
Интонация (вопросительная,
утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.)
Лад (мажор, минор)
Темп (быстрый, медленный,
спокойный, умеренный, оживлённый и др.)
Динамика (тихо, громко,
затихая, усиливая, негромко)
Регистр (высокий, средний,
низкий)
Тембр (различная окраска
звука – светлая, тёмная, звонкая и др.)
|
Музыкальная форма:
Одночастная, двухчастная,
трёхчастная, куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение.);
вариации.
|
Музыкальные инструменты:
Инструменты симфонического оркестра:
Духовые деревянные (флейта,
гобой, кларнет, фагот)
Духовые медные (труба,
тромбон, валторна)
Ударные (литавры, барабан,
треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там, ксилофон)
Струнные (скрипка,
виолончель, контрабас, альт)
Народные инструменты (гусли,
домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотки,
деревянные ложки и т.д.)
Клавишные инструменты
(клавесин, фортепиано, рояль, орган.)
|
Музыкальные профессии, специальности, коллективы:
Композитор, дирижёр,
пианист, солист, музыкант; оркестр, ансамбль, хор)
|
Характер исполнения, приёмы:
Стаккато, легато, глиссандо,
отрывисто, плавно, отчётливо, мягко, протяжно, легко, светло, прозрачно,
звонко.
|
Общие музыкальные термины:
Нота, звук (высота и
длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация,
фраза, нотный стан и т.д.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий