Информация педагогам

О формировании лексической
речи детей дошкольного возраста в
музыкальной деятельности

Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими  возможностями  воздействия  на  формирование  личности  человека. В силу  того что музыка воспринимается эмоционально она имеет огромное значение в развитии детей.
Прослушивание “чувственной  программы” музыкального произведения  предполагает умственные операции-сравнения, анализ, синтез,  формирование у ребёнка образного “словаря эмоций” позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить опираясь на три  взаимосвязанные между собой темы:
1) “Какие чувства передаёт музыка?”
2) “О чём рассказывает музыка?”
3) “Как рассказывает музыка?”
Дети с достаточной лёгкостью различают отдельные выразительные средства, определяют темп (быстро, медленно), динамику (тихая ,громкая), регистр (высокий, средний, низкий), но этого мало.
Важна не только констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа, чтобы они поняли, что характер музыки передаётся определённым сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко плавно. Радостная и весёлая музыка часто создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией. Тревожность передаётся с помощью сумрачного регистра, отрывистого звучания.
Характеристика эмоционального образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда  определяют моменты изобразительности: “падают листья”, “журчит ручеёк”,  “капает дождик”, “чирикают птички”, выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, форму). Однако их высказывания не отличаются разнообразием. Часто деление на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Ведь в пределах одного настроения гамма оттенков. Весёлая музыка может быть торжественной, праздничной, шутливой, беззаботной. Грустная музыка может быть нежной, задумчивой, мечтательной, скорбной, трагической.
Что представляют собой слова , характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексике детей? Характеристики “нежная”, “задумчивая”, “тревожная”, “взволнованная”, “весёлая”, “радостная” являются словами - образами. Это затрудняет применение их детьми, т.к. слова употребляются в непривычных для дошкольников значениях (сравним словосочетания - “светлая” бумага и “светлая” музыка, “решительный” человек и “решительная” музыка и т. д.). Именно образные характеристики, эпитеты, сравнения, метафоры вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства не к бытовой, а к образной речи.
Педагогические методы.
1)    Репродуктивный – воспроизведение, закрепление.
2)    Проблемный – активизирует мышление, формулирует проблему и пути достижения цели.
3)    Эвристический – постановка проблемы, частичное решение.
4)    Исследовательский – самостоятельное решение проблемы, постановка гипотезы, обдумывание способов её проверки, формулировка её выводов.
5)    Практический – метод в развитии восприятия музыки двигательными реакциями (вокализация, мелкими движениями пальцев и т.д.) активизирует осознание детьми характера мелодии качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритма и т. д.). Эти свойства можно моделировать с помощью движения рук, танцев и образных движений, инсценирования.
Если говорить о развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, важно отметить что речь идёт не о выработке навыков и умений исполнительства, а  о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий (в пении, музыкально -  ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах).
Методические приёмы:
1)    Приём оркестровки.
2)    Передача музыки в движении.
3)    Инсценирование.
4)    Варьирование.
5)    Сопоставление.
6)    Сравнение (по тематике, жанру, названиям).
7)    Различения (оттенков одного настроения).
8)    Объединение (музыка, поэзия, живопись).
Сочетание практических приёмов, основанных на подражании с проблемными заданиями развивает творческий характер обучения. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро.
Словарь характеризующий эмоционально – образное содержание музыки (“словарь эмоций”) обогащается.

ВЕСЁЛАЯ
Радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, солнечная, прыгучая, скачущая, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ
Праздничная, бодрая, важная, маршевая, чёткая, отчётливая, гордая, могучая, победная.

ГРУСТНАЯ
Печальная, жалобная, скорбная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая, просящая.

НЕЖНАЯ
Ласковая, задумчивая, мечтательная, лёгкая, светлая, прозрачная.

МУЖЕСТВЕННАЯ
Бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, твёрдая. 

СПОКОЙНАЯ
 Добрая, приветливая, неторопливая, улыбающаяся, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная.

ВЗВОЛНОВАННАЯ
Встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая.

СЕРЬЁЗНАЯ
Сдержанная, строгая.

ТАИНСТВЕННАЯ
Сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая, осторожная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся, настороженная.

СТРАШНАЯ
Злая, грубая, тяжёлая, сердитая, недовольная, тёмная.

 Словарь эмоций.
    
                                   Педагогические методы.

Репродуктивные  Проблемные  Эвристические  Исследовательские  
                                           
                                                    Приёмы

Наглядный                               Словесный                       Практический    
                                
                             Виды музыкальной деятельности


Музыкальные жанры и виды музыки:
Песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.)
Танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.)
Марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный.)
Опера, балет, юнната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;
Вокально-инструментальная музыка;
Народная музыка;
Программная и не программная музыка.
Средства музыкальной выразительности:
Мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.)
Пауза (долгая, короткая)
Акцент (лёгкий, сильный)
Гармония (светлая, тёмная, резкая, напряженная.)
Интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.)
Лад (мажор, минор)
Темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.)
Динамика (тихо, громко, затихая, усиливая, негромко)
Регистр (высокий, средний, низкий)
Тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.)
Музыкальная форма:

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение.); вариации.
Музыкальные инструменты:
Инструменты симфонического оркестра:
Духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот)
Духовые медные (труба, тромбон, валторна)
Ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там, ксилофон)
Струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт)
Народные инструменты (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотки, деревянные ложки и т.д.)
Клавишные инструменты (клавесин, фортепиано, рояль, орган.)
Музыкальные профессии, специальности, коллективы:

Композитор, дирижёр, пианист, солист, музыкант; оркестр, ансамбль, хор)
Характер исполнения, приёмы:

Стаккато, легато, глиссандо, отрывисто, плавно, отчётливо, мягко, протяжно, легко, светло, прозрачно, звонко.
Общие музыкальные термины:

Нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т.д.









                                     

Комментариев нет:

Отправить комментарий